Обладая той же информацией, что и все, я хочу высказаться с той точки зрения, о которой как-то подзабыли, а именно - с точки зрения матери (мой сын на 2 года младше ребенка, читавшего стихи на Арбате).
Ребенок младшего школьного возраста - существо чрезвычайно уязвимое. Думаю, с этим никто спорить не будет. С другой стороны, они впитывают впечатления, как губка воду, и один бог знает, как эти впечатления потом отразятся на их психике. Именно потому мой сын передвигается по четко определенным маршрутам в сопровождении взрослых, а в свободное время играет дома либо на детской площадке под присмотром. Я стремлюсь свести к минимуму количество ситуаций, в которых обстановка может выйти из-под контроля, и так будет, пока он не подрастет и не окрепнет. И я твердо убеждена, что так ведет себя любая нормальная мать.
Поставить ребенка на людной улице - неважно, с чтением стихов или с пиликаньем на скрипочке - значит, подвергать его ненужным стрессам и определенным рискам. По улицам шляются самые разные персонажи, в том числе такие, даже мимолетный контакт с которыми ребенку противопоказан. Поскольку я категорически не верю, что мальчик с Арбата сам изъявил желание подходить к дядям и тетям с художественной декламацией, то здесь имеет место и разрушение элементарной системы нравственных координат, когда девиацию выдают за норму. А попрошайничающий ребенок на улице - всегда девиация. Вспоминается полоумная Катерина Ивановна из "Преступления и наказания", которая потащила своих детей на улицу просить милостыню, и, помнится, даже хотела это художественно оформить. Но даже несчастная героиня Достоевского пошла христарадничать не просто так, а потому что жрать было нечего.
И тут встает второй вопрос: а на фига, собственно, все это надо было? Мальчик из нищей семьи? "Месье, же не манж па сис жур", как Киса Воробьянинов? Или, как пытался объяснять папаша ребенка, он таким образом устранял дефекты дикции ("логопед посоветовал")? Зачем ребенку из благополучной - якобы - семьи этот косплей из жизни закарпатских цыган? Те да, просят чуть ли не с младенчества, но с них и спрос иной. Они Шекспира не читали.
В итоге больше всех и незаслуженно пострадал ребенок, получивший по вине взрослых нехилую психологическую травму. Уже за одно это хочется надавать по рукам его родителям. Втягивать несмышленое дитя в какие-то свои игры - политические ли, психологические - это последнее скотство. А если вы полагаете иначе, то у вас или нет детей, или вам на них наплевать.
Journal information