Top.Mail.Ru
? ?
1

miss_hohotyn007


Мозаика из фактов, историй и фотографий


Previous Entry Share Flag Next Entry
2. "Профессионал", или почему французское кино 1960-80-х гг. было великим
1
miss_hohotyn007
Почему французское кино 1960-80-х гг. завоевало сердца миллионов зрителей в самых разных странах? Почему оно справедливо считается одной из вершин не только национального, но и мирового кинематографа? Чтобы ответить на эти вопросы, предлагаю вспомнить известный всем фильм "Профессионал" (1981) с недавно ушедшим от нас великим Жаном-Полем Бельмондо.



На сюжете фильма останавливаться не буду: его видели все, кто мало-мальски интересуется кинематографом (а кто не интересуется - не станет читать этот пост 😁). Не стану говорить и об игре актеров, музыке и т.д.: все это обсуждалось уже десятки раз. Куда интереснее проанализировать художественные и смысловые уровни фильма, тем более, что их целых три.

Первый уровень - внешний, поверхностный, развлекательный, ориентированный на самую широкую и неискушенную аудиторию. Это история профессионала из спецслужб, который оказался отвернут своей страной и который сумел отомстить за себя. Здесь есть все, чтобы привлечь зрителя: от лихо закрученных поворотов сюжета до драк и прочих острых моментов, не хуже, чем в блокбастерах про агента 007. На уровне боевика фильм сделан безукоризненно, но если бы он ограничился только им, мы бы не говорили о великом кино.



Для искушенного зрителя отчетливо виден и второй уровень - социальный, обличительный. Фильм содержит острую критику не только спецслужб, но и французской политической элиты в целом: ее представители вызывают справедливое омерзение. Кстати, если уж мы заговорили о Джеймсе Бонде, обратите внимание, насколько подход к теме в "Профессионале" радикально отличается от британского: никакой романтизации деятельности рыцарей "плаща и кинжала", наоборот, сплошной натурализм и развенчание разведки. Ее деятельность изображается как необычайно грязная: она далеко не всегда направлена на пользу государства и чаще всего служит амбициям политических мужей, а все сотрудники находятся "по ту сторону добра и зла".



Но и это не все! В фильме есть третий уровень - философский. По большому счету "Профессионал" - история столкновения Человека и Системы, которая могла иметь место где угодно и в какое угодно время. Ее создатели лишены благостных иллюзий: нет, даже самая сильная личность не может устоять против системы. Но иногда должно подняться против нее, если хочешь до конца остаться человеком. Жослен Бомон мог и не возвращаться во Францию - с своими талантами он нашел бы себе применение в любой стране мира. Но он возвращается не только для того, чтобы расквитаться: им движут куда более сложные мотивы. Он был обманут - а теперь прозрел; он был орудием в руках других - а теперь сам принимает решения; он был убийцей - а теперь подсознательно жаждет искупления своих прегрешений. Винтик в сложном механизме дозревает до бунта, который можно трактовать и как экзистенциальный. Подобно героям Достоевского, Жослен тоже задает себе "последние вопросы" и находит на них беспощадные ответы.



Примечательно, кстати, насколько система духовных координат "Профессионала", как и всех лучших образцов французского кино 1960-80-х, отличается не только от британской, но и от американской матрицы. "Профессионал" - не условная история о том, как кто-то заполучил миллион и сбежал в Мексику: для Бомона деньги ничего не значат. Не они определяют его поступки, не они являются движущей силой сюжета. "Профессионал" вообще не про деньги, а про путь ронина, который проиграл и в то же время ушел непобежденным.



Итак, мы видим, как остросюжетный фильм оказывается чем-то большим, чем великолепно сделанный боевик, точно так же, как, к примеру, "Игрушка" с Ришаром оказывается чем-то большим, чем хорошая комедия. В период, о котором идет речь, во Франции умели снимать кино, которое глубоко уходило корнями во французскую культуру с ее гуманизмом и философскими вопросами, и в то же время было понятно любой аудитории, потому что говорило на универсальном этическом и эстетическом языке. Такое кино умели снимать еще в начале 1990-х, а потом что-то сломалось. Эта эволюция (деградация?) хорошо прослеживается на примере Люка Бессона, но это уже совсем другая история.



promo miss_hohotyn007 апрель 21, 2019 00:23 94
Buy for 10 tokens
Сейчас есть довольно популярное (в определенных кругах) течение - жить без денег или тратить самый минимум. Пришло оно с Запада, где уже появились мастера такой жизни, предлагающие свои лайфхаки. Они будут полезны не только тем, кто решится на подобный социальный эксперимент, но и тем, кто просто…

Оно любое кино было великим в те годы.


Ну, про румынское или норвежское такого сказать нельзя 😁

Умели снимать кино)

Да! В те годы кино было отличное! И не только французское. А на него мы ходили с удовольствием.

С добрым утром! Хорошо провести выходные дни:)

Пересмотрел финал, и только сейчас осознал, что вертушка то на директрисе огня и вообще-то и в нее тоже должно было прилететь...


Ну и что? Работал же снайпер.

Посмотрели недавно это кино, и не разделили восторгов. Посыл в нем такой как описано в посте, но исполнение подкачало, особенно в части актерской игры большинства персонажей, кроме самого Бельмондо. Сюжет развивается какими-то странными скачками. Одна и та же музыкальная тема, сама по себе конечно замечательная, используется слишком много ( чуть ли не мусор выносят под неё) и в итоге теряет свой эффект в концовке. Короче, как ‘вещь для своего времени’ посмотреть интересно, но восторгов не было.



Edited at 2021-09-11 06:12 am (UTC)

Это всего лишь свидетельствует о вашем нежном возрасте. И о том, что глубже первого уровня вам нырнуть не удалось.

Полезная статья.

Талантливый был актер.

Хорошие фильмы, согласна)

Ну и сейчас время от времени отличное кино выдают. Бобро поржаловать. Таможня дает добро. Да и прочее у Дани Буна.


Тогда везде кино было лучше, ИМХО)))

Для меня французское кино это в первую очередь Луи де Фюнес и Пьер Ришар.
А с Бельмондо понравился фильм "Великолепный" 1973.

"Великолепный" чудесен, очень его люблю 👍

Лично мне фильм никогда не нравился. Ну не понимаю я Бомона. С его умениями запросто можно было бы заработать капитальчик, на % с которого можно было бы скромно жить в скромной вилле где ни-будь в Колумбии, цветочки поливать, попугаев бананами кормить... Скромная, метров 7, яхточка, шашлыки, клистир, сортир — чего ещё надо в старости? Мир исправить всё равно не получится. Сколько раз уже пытались, каждый раз получалось только хуже.

Просто, говно всегда всё переводит в материальный аспект, у говна нет собственного достоинства, вроде понятно?

(Deleted comment)