Помимо живописи, Рущиц занимался графикой, книжными иллюстрациями и оформлением спектаклей. Любопытно, что к своему призванию он пришел не сразу: сначала он поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета, проучился 2 года, но понял, что это не его и в 1892 г. начал обучение живописи в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств под руководством И. И. Шишкина и А. И. Куинджи.
"Старые яблони"
За время учебы он совершил несколько поездок с образовательными целями — в Крым, Францию, Германию, Италию, Швецию. В 1897 г. молодой художник дебютировал на выставке дипломных работ Академии художеств. С этого времени до 1900 года его работы выставлялись на ежегодных выставках академии, а в 1899 г. прошла первая выставка в Вильне (Вильнюсе).
"Пустота (Старое гнездо)" (1901)
В начале 20 в. Рущиц принимал эпизодическое участие в объединении «Мир искусства» (между прочим, участвовал в выставке в Москве в 1902 г.). В 1900 г. в Кракове вошёл в круг участников общества польских художников модернистской ориентации „Sztuka“ («Искусство») и организовал выставку этого объединения в Вильне в 1903 г. В 1904—1907-х преподавал живопись в Училище изящных искусств (Szkoła Sztuk Pięknych), в 1907—1908 годах — профессор Академии изящных искусств в Кракове. Дальнейшая преподавательская деятельность Рущица связана с отделением изящных искусств в Университете Стефана Батория: в 1918—1919 годах он принимал участие в его организации и был его первым деканом.
Зимний пейзаж
В живописи Рущица преобладает пейзаж. Его ранние работы, выдержанные в духе реализма, раскрывают увлечение художника морем, разнообразие которого открылось ему во время пребывания в Крыму, на Рюгене и Борнхольме. Тогда он сосредоточил свое внимание на небольшом фрагменте пейзажа, чтобы подчеркнуть контраст между бурными пенящимися волнами и неподвижностью скалистого берега.
Зрелые картины Рущица, отличающиеся концентрированной экспрессией, насыщенными красками и богатой фактурой, относятся к числу самых значительных достижений польского модернизма. В своих пейзажах, запечатленных через призму эмоций и настроения, художник показал мощь природы, раскрыл силу стихий, определяющих человеческое существование. В 1898 г. Рущиц написал картину «Земля", ставшую знаковой. В ней он выразил свое творческое кредо, основанное на пантеистическом понимании бытия. Мы видим, как драматический мир неба доминирует над клочком сырой, голой земли, и облака, набухшие от дождя, кажутся еще больше на фоне маленькой фигурки пахаря, погоняющего волов. Тем не менее все они - и пахарь, и земля, и облака, - в художественном мире Рущица являются неотъемлемыми частями мироздания, элементами одного и того же божественного спектакля.
"Земля" (1898) - одна из самых известных картин Рущица.
Для меня лично знакомство с творчеством этого художника началось с картины "Старый дом". На ней изображён реальный дом, в котором жили предки художника, но в картине нет ни уюта, ни покоя. На заре столетия, отмеченного мировыми войнами, геноцидами, революциями, художник предвидит "неслыханные перемены, невиданные мятежи". Осенние деревья у входа в дом кажутся кровавыми, белые цветы на кустах напоминают погребальные венки. Над крышей клубятся облака, и кажется, что недалек тот час, когда неистовый ветер сорвет кровлю. Окна дома не светятся: возможно, что там уже никто не живёт. Но высоко в небе справа горят звёзды, напоминая, что есть высшие ценности, и искусство - одна из них.
"Старый дом" (1903)
Творческая активность Рущица проявлялась в самых различных сферах. Он стал инициатором, одним из основателей Общества любителей Вильно и его первым председателем. Возглавляя Комиссию по охране памятников древности, Рушиц много путешествовал по самым отдаленным местам Виленщины, ежедневно делал зарисовки бывших величественных замков и исторических зданий, рисовал улочки Вильно. Он также оформил много книг, журналов, декораций к торжествам и многочисленным театральным постановкам в Виленском университете. Но главной для него всегда оставалась живопись.
Напряженная творческая и общественная деятельность не могла не сказаться на здоровье художника. В 1932 году он тяжело заболел и лишился возможности говорить, а также писать правой рукой. Он перестал заниматься общественной и педагогической деятельностью, поселился в Богданове, однако продолжал делать зарисовки. В 1935 году Рушиц вышел на пенсию, а в 1936 скончался. Он похоронен на семейном кладбище в Богданове, где также нашли вечный покой его родители и жена Регина Рауцк, с которой у него было шестеро детей.
P.S. Этот пост написан в стиле одного популярного блогера, попробуйте угадать, кого именно 🙂.
Journal information