1. Доступность для всех
В конце 1920-х стоящие у власти социал-демократы объявили курс на строительство «Народного дома". Архитекторам и дизайнерам предлагалось разработать новый стандарт жилой среды, который бы пришелся по вкусу большинству и помог минимизировать классовые различия. Начался массовый выпуск красивых и недорогих вещей, доступных для большинства. Экономический успех демократичного дизайна до сих пор приносит миллионы таким шведским компаниям, как IKEA и H&M, появившимся в 1940-х.
2. Практичность и функциональность
В центре современного шведского дизайна – человек и его потребности. Каждый элемент имеет свою функцию, каждый предмет наделен смыслом и призван улучшить жизнь его обладателя. Удобство, практичность, эргономичная конструкция, рациональная планировка – вот признаки хорошего дизайна по-шведски.
3. Ничего лишнего
Лаконичные формы и выверенные линии шведского дизайна – безусловное наследие функционалистов, завещавших каждому элементу дизайна осмысленную функцию и исключавших избыточность и нерациональное украшательство. У каждой вещи есть свое предназначение.
4. Верность традициям
В любом, даже суперсовременном шведском доме можно найти старинный подсвечник, бабушкин стул или миску с барахолки. Дома из современных материалов выкрашены, как и 300 лет назад суриком – фалунской красной краской. Связь поколений важна для шведского самосознания и органично считывается в убранстве дома. Старое и новое сочетаются – поскольку в их основе схожий набор базовых принципов.
5. Простота как новая роскошь
Результатом массового воспитания вкуса, начатого в начале прошлого века, стало весьма своеобразное отношение шведов к роскоши. Роскошь для шведов – это долгая прогулка в лесу, вид на воду из окна и лаконичный интерьер, где есть все необходимое и нет ничего лишнего. Социальная и экономическая стабильность позволила воплотить в жизнь давнюю шведскую мечту: иметь небольшое количество действительно качественных, удобных и одновременно красивых вещей. То, что иностранцы восприняли бы как минимализм, в самой Швеции скорее назовут словом «лагом» (шв. lagom). Шведский принцип «лагом» – то есть умеренности во всем – призывает отказаться от ненужного, не ограничивая себя в привычном комфорте. Чистые линии, простые формы, не загромождённые пространства – основа шведского понимания прекрасного.
6. Близость к природе и экологичность
Тесная, почти мистическая связь с природой – одна из основ шведской идентичности. Привычка к созерцанию заставляет шведов искать гармонию и красоту в интерьерах и предметах, а природные мотивы дают дизайнерам нескончаемую пищу для творчества. Обилие света, цвета, живых растений и природных материалов в шведском интерьерном дизайне несет в себе и чисто утилитарную функцию – они создают для жителя северных широт, вынужденного долгие месяцы проводить в помещении, необходимое ощущение единства с природой.
Не менее важна экологичность. В дизайне интерьеров и общественных пространств в приоритете – энергоэффективные технологии (например, энергосберегающие лампы или экономичные краны, умные системы вентиляции и отопления). Шведские дизайнеры идут в ногу с запросами покупателей на более экологичные товары, справедливые условия труда на производстве, энергоэффективные технологии и перерабатываемые материалы.
7. Инновационность
Шведские архитекторы и дизайнеры идут в авангарде, придумывая дом для человека будущего, – уже не только на территории Швеции, но и по всему миру. Они проектируют умные города, разрабатывают новые материалы, создают понятные оболочки для инновационных технологий, внедряют и помогают человечеству осваивать удобные электронные сервисы. Инновационный подход иногда позволяет и полностью переосмыслить уже, казалось бы, привычные предметы. Так, например, дизайнеры из Мальмё сконструировали новый вид велосипедного шлема Hövding в виде воротника с подушкой безопасности, раскрывающейся при падении.
Источник: ru.sweden.se
Journal information